Общественно-политическая газета "Слово" №44(311), 6 ноября 1998 г. Мария Гудыма

А киновоз и ныне там...

 

Безусловно, с большим удовольствием я бы озаглавила статью об Одесской киностудии другой фразой. Например, "И корабль плывет", в чем присутствовал бы и намек на эмблему одесских кинематографистов, и выражение надежды на расцвет кинематографа вообще. Увы, не получается. Одесская киностудия сегодня тиха и пустынна. Милейшие дворняги, обитающие на территории, спокойно спят в вестибюле под присмотром доброй пожилой вахтерши. Пропуск на входе не спрашивают. Только смотрят вслед с легким удивлением...
Все могло бы быть на сегодняшний день по-другому. Многие годы киностудия добивалась от государства разрешения на проведение акционирования. Удалось убедить всех, в том числе и Кабинет министров, Министерство культуры и искусств Украины.

С 1 января Одесская киностудия перестала считаться государственной.

-Одесская областная администрация должна была провести оценку имущества киностудии силами независимых экспертов, - рассказывает председатель правления Одесского отделения Союза кинематографистов Украины, кинорежиссер Вадим Костроменко. - Нам говорили: "Р ебята, подождите, через месяц-полтора в городе пройдут выборы, не до вас". Мы ждали. За это время (в марте) Верховная Рада утвердила список предприятий, не подлежащих акционированию в нынешнем году. В этом списке оказалась и Одесская киностудия - как мы понимаем, по инерции. Вряд ли Верховная Рада имела целью поставить киностудию на государственное обеспечение, в это мы поверить не можем. Очевидно, по недосмотру воспользовались устаревшим списком для голосования, строим гипотезы, так как выяснить причину не удалось. Министр культуры и искусств находился в момент голосования в командировке. Так нам фактически было запрещено проводить акционирование, запрещено Верховной Радой.

-К сожалению не только Вадима Васильевича, но и множества еще не покинувших киностудию работников, реформы не идут. Получается, что структуру пытаются сохранить в том состоянии, в каком она существовала в годы Советского Союза. Но при отсутствии тогдашней экономической модели. Ведь для чего одесситы хотят прибегнуть к акционированию? Главная причина довольно проста. Возможные инвесторы не желают иметь дело с государственным предприятием, каким киностудия до сих пор являлась. "Измените форму собственности", - такое главное условие выдвигают фирмы, готовые переоборудовать цех обработки пленки на современном уровне, обеспечить запись звука по системе "Долби". Фирмы западные, горький опыт сотрудничества с украинским государством имеют...

Можно, конечно, по старинке производить фильмы. Но тогда придется заранее смириться с тем, что продукция никогда не найдет сбыта, даже в странах СНГ, не говоря о Европе, где очень жесткие технические требования к приобретаемым для показа кинокартинам.

Является ли акционирование панацеей от всех бед киностудии? На этот вопрос ответит только время. "Ниже упасть невозможно, так дальше жить нельзя, стоит попробовать новый, другой путь", - говорят режиссеры и операторы. Новый директор киностудии Тамара Яворская за время своей работы блестяще доказала, что можно удерживать студию как техническую базу без долгов в банке, без картотеки. Сейчас она заканчивает покрывать долги предыдущего руководства, провела подготовку к зиме, но... и только.

Ведь за год в Одессе не завершен ни один фильм. Все еще тянется производство детской сказки "Как кузнец счастье искал", создаваемой, кстати, по государственному заказу, что в переводе с русского на русский означает: "при почти полном отсутствии финансиров ания". Чтобы завершить, наконец-то, съемочный период (снова уходит натура, подрастают маленькие артисты), директор пошла на волевое решение, которое мне, например, кажется жестоким.

Всей киностудии объявлена двухдневная рабочая неделя с соответствующим урезанием и без того мизерных заработков. Государство не покрывает и 25 процентов потребностей им же, государством, заказанного фильма. До сих пор Министерство культуры и искусств не рассчиталось с киностудией за свою долю в производстве фильма Вилена Новака "Принцесса на бобах". А в России он приносит прибыль, всеми правами проката пользуются тамошние партнеры.

И тем не менее, надеясь на лучшее будущее, одесские кинематографисты открыли курсы ассистентов режиссеров и операторов, где за небольшую плату молодежь овладевает секретами профессии. Если применить полученные знания будет в кино невозможно, помогут ребят ам найти работу на телевидении. Но хочется думать, что прекратится возмутительная волокита вокруг Одесской киностудии, получат мастера кино шанс на выживание, а то и процветание. 1998 год войдет в историю одесского кинематографа как год потерянный.

 

Hosted by uCoz